Открытие компании в Сербии – все тонкости

Как открыть фирму в Сербии

На фоне русофобии и многочисленных санкций, введенных в отношении нашей страны, существенно сократился список дружественных к нам государств. Но Сербия осталась верна своим многовековым дружеским отношениям с Россией и на сегодняшний день единственная в Европе не поддержала санкционных мер. Поэтому в нынешней мировой обстановке открыть компанию в Сербии – это значит обеспечить своему бизнесу прочную базу на европейском рынке и международной арене.

Краткое описание юрисдикции

Сербия является европейским государством, показывающим в последние годы стабильный экономический рост и предлагающим бизнесу конкурентную среду. Она имеет выход на большую часть крупных рынков сбыта и практически во всех сферах активно сотрудничает с россиянами.
К отличительным чертам Сербии относят невысокую стоимость содержания бизнеса. В стране действуют самые низкие в Европе тарифы на коммунальные услуги, электроэнергию и телефонную связь. Заработные платы тоже относительно невысокие при хорошем уровне квалификации трудовых ресурсов.
Сербия успешно внедряет многочисленные реформы, которые способствуют развитию государства. Власти поддерживают и стимулируют предпринимательскую деятельность, предлагая разовые субсидии, пакетные программы развития бизнеса и налоговые льготы.
Для россиян республика полностью безопасна. Они могут не опасаться морального давления, гонений, блокировки счетов и возникновения других проблем в банковском и других секторах.
Официальной валютой является сербский динар, язык – сербский. Но многие местные жители хорошо говорят на русском, что исключает возможные языковые трудности.

Преимущества

Открыть фирму в Сербии выгодно по многим параметрам. Основные преимущества ведения коммерческой деятельности в юрисдикции мы приводим ниже:
  • 1
    выгодное географическое положение (страна имеет доступ ко всем европейским рынкам)
  • 2
    гибкая фискальная система (множество налоговых льгот привлекает сюда иностранных предпринимателей)
  • 3
    прозрачная и быстрая процедура регистрации предприятия
  • 4
    широкий выбор направлений для ведения бизнеса

  • 5
    подписанные соглашения об избежании двойного налогообложения со многими странами

  • 6
    развитый банковский сектор

  • 7
    многоэтапные программы поддержки малого и среднего бизнеса

  • 8
    возможность ведения беспошлинной торговли со многими государствами

  • 9
    высокий уровень конфиденциальности личных данных

  • 10
    отлаженная процедура удаленного оформления фирмы

  • 11
    возможность быстро получить вид на жительство
  • 12
    слаженно работающая бюрократическая машина
Для русских немаловажным преимуществом является законодательно закрепленное право на приобретение недвижимого имущества в собственность. Также нужно отметить, что в деловых кругах рейтинг Сербии довольно высок, а значит, с местными компаниями охотно работают по всему миру.

Выгоды для инвестора

Инвесторы с большим интересом относятся к Сербии. В первую очередь их привлекает большое количество свободных ниш. Конкуренция в них минимальна, поэтому иностранный предприниматель может прочно закрепиться в выбранном сегменте.
Сербия крайне заинтересована в притоке иностранных инвестиций, поэтому формирует особую бизнес-среду. Она предлагает различные финансовые инициативы и создает свободные экономические зоны, в которых каждый предприниматель может быстро вывести свое дело на нужный уровень. На данный момент на территории юрисдикции действует более десятка СЭЗ.
Для иностранных инвестиций открыты практически все сегменты экономики. Цены на недвижимость в последние годы растут, поэтому вложения в строящиеся и уже готовые объекты обернутся большой прибылью уж в самое ближайшее время.
Доступные организационно-правовые формы для нерезидентов
Зарегистрировать предприятие иностранцы могут в определённых организационно-правовых формах. Для них доступны следующие варианты:
  • 1
    Генеральное партнёрство - KD. Его основателями могут стать от двух партнёров – ФЛ или ЮЛ. Они подписывают соглашение о сотрудничестве, которое определяет все аспекты их взаимодействия. Один из партнёров наделяется неограниченными правами и обязанностями, другие отвечают по обязательствам компании в размере сделанного в неё вклада.
  • 2
    Аналог общества с ограниченной ответственностью – DOO. Данный вариант подходит для сегментов малого и среднего бизнеса. Количество акционеров не может быть более 50 человек, каждый из них несёт ответственность в размере пакета акций. Для данных компаний существуют требования к уставному капиталу, на директора возлагается ответственность по соблюдению устава и других правил ведения коммерческой деятельности.
  • 3
    Акционерное общество – AD. Зарегистрировать компанию можно в форме закрытого и открытого акционерного общества. В первом случае предусмотрены строгие требования к минимальному уставному капиталу и числу акционеров. Количество акционеров увеличить нельзя, а вот общество открытого типа имеет право привлекать капитал путём размещения акций на фондовой бирже. Минимальные требования к уставному капиталу существуют, число акционеров может быть более сотни.

Какую ОПФ выбрать?

Эксперты рекомендуют открыть бизнес в Сербии в форме DOO. Данная ОПФ открывается по упрощённой схеме – быстро и просто. Ответственность акционеров не распространяется на личные активы, что крайне удобно для них самих и учредителей. Минимальная граница уставного капитала установлена в размере одного евро. Половину этой суммы необходимо внести на счёт в процессе регистрации предприятия, на оплату второй половины уставного капитала отводится два года.

Требования к учредителям

Начать бизнес в республике относительно легко. Основные требования к собственникам компании просты и прозрачны:
  • 1
    как минимум один директор
  • 2
    резидентство директора не имеет значения
  • 3
    подтверждение наличия юридического адреса
  • 4
    наличие в штате секретаря, имеющего сербское резидентство
  • 5
    представителем предприятия может быть как ФЛ, так и ЮЛ
Учредители имеют право открывать виртуальный офис, но при этом реальный юридический адрес предприятие иметь обязано.
Открыть фирму в Сербии можно в удалённом формате, но в этом случае необходимо выбрать ответственное лицо, которое будет заниматься всеми вопросами. Представитель будет действовать от лица своего доверителя по нотариально заверенной доверенности. Она должна быть составлена на сербском языке.

Перечень документов для регистрации


Чтобы открыть предприятие без проволочек и заминок, бизнесмену нужно собрать пакет документов. В него входят:
  • 1
    копии паспортов учредителей
  • 2
    полная информационная справка на директора
  • 3
    копия удостоверения личности директора и подтверждение его адреса, указанного как место проживания
  • 4
    заявление по форме
  • 5
    юридический адрес
  • 6
    бизнес-план
  • 7
    подтверждение внесения уставного капитала
  • 8
    подробное описание деятельности будущей компании и выбранных направлений для работы по классификатору
Если учредителем является юридическое лицо, то вместо копии паспорта необходимо предоставить выписку из зарубежного реестра компаний. В нём указываются сведения о самой организации и её деятельности.
Также в сет документации входит и устав. Его разрабатывают учредители и он обязательно должен содержать название предприятия. Предварительно его потребуется проверить на уникальность и соответствие всем нормативным актам. Также в устав вносятся сведения о юридическом адресе, уставном капитале и не только.
В среднем сроки регистрации не превышают одну неделю. Но если пакет собран не полностью или оформлен не по правилам, то он будет отклонен. Далее процедуру придется начинать с самого первого этапа.

Расходы на содержание компании


Обычно открыть бизнес не так сложно, как его поддерживать. Поэтому стоимость содержания фирмы нужно подсчитывать заранее. В среднем все расходы делятся на две категории:
  • 1
    обязательные
  • 2
    дополнительные
  • 3
    оплату аренды юрадреса – 100 евро
  • 4
    услуги бухгалтера – 100 евро
Но на практике к ним могут быть добавлены и другие затраты. К примеру, оплата коммунальных услуг, заработная плата сотрудников, ежегодные налоги и так далее. Поэтому ежемесячные расходы могут составлять более 1000 евро.
Дополнительные услуги многочисленны и зависят от особенностей деятельности компании. Вот только некоторые из них:
  • 1
    хранение и архивирование документации – 40 евро
  • 2
    услуги адвоката – 500 евро
  • 3
    выписки из реестра – 200 евро
В целом содержание сербской компании обходится дешевле, чем в других юрисдикциях.

Выбор банка

Каждый, кто планирует зарегистрировать фирму в юрисдикции, должен иметь представление об особенностях открытия корпоративного счёта. Банковский сектор здесь очень развит, но нерезиденты столкнутся с массой сложностей при открытии личного счёта. А вот к корпоративным клиентам отношение более лояльное, но каждого из своих клиентов финансовые учреждения тщательно проверяют. Более того:
  • 1
    по первым 3-4 транзакциям менеджеры будут лично связываться с ответственным лицом фирмы и задавать ему вопросы
  • 2
    в течение нескольких месяцев после открытия счёта придётся быть на связи с банком 24 часа в сутки
В противном случае транзакцию могут заморозить, а в дальнейшем отказать в банковском обслуживании.
Взаимодействие с банками выстраивается на английском языке. Большая часть финучреждений предлагает идентичные пакеты услуг. Поэтому стоит выбирать тот вариант, который более выгоден по стоимости обслуживания.
Для открытия счёта понадобятся следующие документы:
  • 1
    заявление по форме
  • 2
    ограниченная доверенность
  • 3
    копия удостоверения личности владельца предприятия
  • 4
    подтверждение места проживания

  • 5
    бумаги, доказывающие факт регистрации предприятия в юрисдикции
Если счёт открывает официальный представитель компании, то к пакету документации необходимо добавить бумаги, подтверждающие полномочия данного лица.

Налоговая система


Многие эксперты отмечают, что с точки зрения фискальной системы открыть бизнес в Сербии очень выгодно. К основным налогам относят следующие:
  • 1
    корпоративный – 15%
  • 2
    на дивиденды – 20%
  • 3
    на роялти – 20%
  • 4
    НДС – 20%
Налог на доходы физических лиц составляет 14%.
Гербовый сбор отсутствует, как и налог на прирост капитала.

Налоговые льготы

Льготы довольно многочисленны и затрагивают разные сегменты деятельности. Поэтому претендующие на льготный пакет компании должны подбирать наиболее подходящий к их направлению вариант. Чаще всего власти предоставляют нерезидентам пониженные налоговые ставки.

Финансовая отчетность

Для тех, кому удалось открыть компанию в Сербии, финансовая отчётность носит статус обязательной. Она подаётся в электронном либо бумажном вариантах. В Реестр финансовой отчетности сдаётся годовой отчёт, включающий в себя длинный перечень документов:
  • 1
    по итогам аудита
  • 2
    решение по распределению прибыли
  • 3
    отчёт по прибыли и убыткам и не только

Вывод денег

Валютный контроль в республике отсутствует. Поэтому проблем с выводом компании не возникает. Банковские организации могут ограничить размер ежедневных транзакций, в остальном нерезиденты вольны свободно распоряжаться средствами на счетах.

Особенности законодательной системы

От того, чтобы открыть фирму в Сербии, многих иностранцев отделяет лишь непонимание особенностей законодательной системы. На первый взгляд она кажется сложной, но на самом деле близка к нормам английского права. Тем более что в последние годы страна активно приводит правовое поле к общеевропейским стандартам. Поэтому никаких проблем у иностранных предпринимателей не возникнет.

Визы

Для того чтобы лично открыть компанию в Сербии, виза не требуется. Россияне имеют право находиться в стране в течение месяца без оформления визы. Это право распространяется и на деловые поездки.

Сложности регистрации

Самостоятельно пройти процедуру регистрации иностранцам будет крайне сложно, так как она имеет огромное количество подводных камней. Большая часть нерезидентов уже в процессе узнают о сербской щепетильности в отношении оформления документов. Без специальных знаний и опыта невозможно выяснить, какие бумаги должны быть заверены местным нотариусом, какие апостилированы. Некоторые документы должны пройти через обе этих процедуры. К тому же ряд документов подается только на сербском языке, другие можно перевести на английский. Перевод допустимо делать только с помощью сертифицированных организаций.
Нельзя упускать из виду и такие моменты как поиск грамотного бухгалтера, нюансы оформления сотрудников на работу, подбор офиса для аренды, подготовку трудовых договоров и не только. Ведь процесс регистрации фирмы не заканчивается передачей документального пакета на рассмотрение – для ведения хозяйственной деятельности фирма должна выполнять ряд обязательных условий, о которых нерезиденты могут даже не знать.
В целом регистрационные действия состоят из более чем десятка процедур. И каждая имеет свои особенности, усложняющие жизнь предпринимателям. Чтобы пройти все этапы уверенно и в установленные сроки, целесообразно обращаться к профессионалам, имеющим опыт в данном сегменте и соответствующие знания.

Наши услуги

Наша команда предлагает клиентам открыть компанию в Грузии «под ключ». Мы берем на себя все заботы по оформлению, включая прямые контакты с государственными структурами:
  • 1
    предложим оптимальную ОПФ
  • 2
    предоставим юридический адрес
  • 3
    подготовим пакет документов
  • 4
    сделаем перевод
  • 5
    проставим апостиль
  • 6
    проведем оплату пошлин и т.д.
Мы оказываем клиентам полную информационную и юридическую поддержку.
К нам можно обратиться и за разовой услугой:
  • 1
    организовать трансфер
  • 2
    сделать анализ выбранного бизнес-направления
  • 3
    заполнить заявку на регистрации компании и не только
Первичная консультация у нас бесплатна. Вы можете приехать в офис лично или задать интересующие вас вопросы по телефону.
Плюсы сотрудничества с нами очевидны:
  • 1
    более чем 16-летний опыт
  • 2
    самые выгодные цены
  • 3
    офисы в России и за рубежом
  • 4
    персональный подход к каждому клиенту
  • 5
    прикрепление менеджера
  • 6
    обязательное заключение договора
  • 7
    высококвалифицированные кадры
Кроме того, мы готовы помочь вам продать компанию в Армении, если ваши планы изменятся, и вы сосредоточите свои деловые интересы в другом регионе. Среди наших клиентов немало тех, которые желают приобрести готовое предприятие.
Стоимость фирмы на рынке будет зависеть от многих факторов:
  • 1
    год основания
  • 2
    обороты
  • 3
    наличие действующих счетов и т.д.
По совокупной оценке, вы можете получить от продажи даже больше, чем были первоначальные затраты на открытие бизнеса.
Наши специалисты будут сопровождать сделку от начала до завершения, а значит, она пройдет быстро и просто.
С нашей помощью ваш бизнес будет процветать в любом уголке мира!