Перед принятием решения по целесообразности инвестирования в акции новой публичной организации потенциальный инвестор должен провести детальную оценку предложения по многим аспектам.
Стоимость акцийЦена предложения – основной момент, которым руководствуются многие инвесторы. Она формируется с учетом нескольких факторов:
- рыночные условия;
- анализ;
- переговоры;
- конкурирующие интересы и т.д.
Цена на акции устанавливается совместно эмитентом и андеррайтерами. Причем в каждом конкретном случае учитываемые факторы не идентичны. Все базируется на договоренности обеих сторон. Но все же факторы, которые выбраны основными для установления цены на акции, обязаны быть отражены в проспекте эмиссии. Поэтому инвестор всегда может понять, каким образом формировалась цена.
Как эмитент, так и андеррайтеры заинтересованы в установлении более высокой цены из возможных. Компания таким образом увеличивает размер привлеченного капитала, а андеррайтер получает хороший процент. Хотя многие андеррайтеры опасаются сильно завышать цены, так как в дальнейшем это может создать трудности с перепродажей акций, то есть количество потенциальных инвесторов сократится. Предварительно андеррайтеры формируют, так называемую, книгу заявок. В нее вносятся заявки заинтересованных в покупке лиц субъектов с указанием подходящей для них цены и предполагаемом количестве акций, которое они могли бы приобрести.
Отдельно хочется заметить, что приобретение ценных бумаг сразу после выхода на IPO в США связано с большим риском. Дело в том, что в первое время андеррайтеры поддерживают цену предложения различными операциями. После окончания поддержки цена на акции зачастую резко падает и пересекает уровень первичного предложения. В течение нескольких месяцев стоимость может держаться на очень низкой отметке и ни один аналитик не возьмется предсказать, поднимется ли цена снова – относительно компаний, недавно ставших публичными, очень сложно делать прогнозы.
Продажа ценных бумаг в процессе IPO действующими акционерами Законодательная база не запрещает действующим акционерам продавать свои акции после выхода компании на фондовый рынок. Но для этого акции должны быть внесены в общее предложение и зарегистрированы в этом качестве.
В большинстве случаев крупные предприятия при выходе на IPO предлагают общественности только новые ценные бумаги, что позволяет увеличить собственный капитал эмитента. Ряд компаний соглашается включить в предложение и ценные бумаги, находящиеся во владении акционеров. В таком случае деньги от продажи этой части акций не поступает в компанию – они уходят непосредственным продавцам, то есть бывшим держателям ценных бумаг.
В любом случае компания обязана раскрыть количество акций, находящихся у акционеров.
Ограничения торговОбъем акций, доступных для первичных торгов и выпущенных компанией в целом, — это разные величины. Дело в том, что при выходе на фондовую биржу эмитент чаще всего предлагает акции нового выпуска. Они участвуют в торгах и доступны всем заинтересованным лицам.
А вот акции, которые уже находятся на руках и не включены в предложение, продавать на рынке нельзя. Они относятся к категории ценных бумаг с ограниченным доступом. Учредители, сотрудники и другие акционеры могут воспользоваться правом открытой продажи только в следующих случаях:
- при наступлении определенных обстоятельств (они регламентированы законом);
- при заключении между акционерами соглашения об отказе от продажи в течение конкретного временного интервала (традиционно он составляет полгода).
Нередко ограничения по объему акций вводят сами андеррайтеры. Они используют легальные механизмы блокировки, которые при изначально высоком интересе к данным ценным бумагам могут привести к повышению торговой цены. В итоге эмитент получит большую прибыль, чем ожидалось. Но не всегда данный механизм срабатывает.
Рыночное нависаниеДовольно распространенный термин, который обозначает акции, включенные в предложение, но не проданные в первые дни торгов. Такое нависание является довольно распространенным явлением на фондовом рынке и обусловлено снижением первоначальной стоимости акций. Оно возникает естественным образом в результате, к примеру:
- прекращения поддержки андеррайтера;
- выхода на рынок акций, на которые ранее распространялись ограничения.
Чаще всего нависание вызывают оба фактора. С течением времени перестает действовать блокировка цены, что уже само по себе приводит к снижению стоимости. А одновременное пополнение предложения ценными бумагами более ранних акционеров, до этого момента сдерживаемых различными механизмами, существенно расширяет объем первичного размещения. В итоге интерес к акциям падает, как и их цена.
Обыкновенные акции двойного классаКлассы акций при IPO на бирже NASDAQ различаются. С каждым годом все больше эмитентов формируют отдельные классы акции, тем самым появляются обыкновенные акции двойного класса.
Если говорить простым языком, то ценные бумаги, которые ранее имели больший процент голосов, при продаже первоначальным владельцем превращаются в обыкновенные акции с меньшим процентом голосов. То есть класс акции меняется именно по ходу продажи при проведении IPO.
Сами эмитенты считают данную структуру перспективной и охотно к ней прибегают. А вот для публичных инвесторов она может оказаться не столь выгодной, так как ограничивает их в правах оказывать влияние на компанию, ее развитие и решение серьезных корпоративных вопросов (а в некоторых случаях и вовсе лишает такой возможности).
Поэтому инвесторам, заинтересованным в участии в новой публичной компании, стоит заранее узнать, поддерживает ли эмитент структуру ценных бумаг двойного класса. Если ответ положительный, то необходимо выяснить, какие права после покупки ценных бумаг получит акционер.